Наверняка вы встречали детей, которые говорят так, будто набрали в рот каши. Возможно, такой симптом есть и у вашего ребёнка. Скорее всего, он болен дизартрией. Что это такое, и поддаётся ли оно лечению? Будем разбираться.
Что за болезнь?
Дизартрией называют патологию речевого аппарата, причиной которого является малое снабжение тканей нервами из-за поражения заднелобного или подкоркового отделов мозга. Поскольку нервы обеспечивают связь речевого аппарата и ЦНС, сбой в их работе вызывает расстройство в работе органов речи.
Принято выделять 3 степени тяжести заболевания:
- Лёгкая или стёртая. Дети не сильно отличаются от сверстников, однако, неловки, быстро устают при нагрузках, у них наблюдаются стойкие расстройства в звукопроизношении (в основном шипящих и свистящих звуков).Лечение детей со стертой дизартрии проходит легче и эффективнее.
- Средняя или типичная. Проявляется в чётких речевых расстройствах.
- Тяжёлая или анартрия. Полное отсутствие понятной речи при нормальном формировании органов и желании говорить. То есть у ребёнка достаточно знаний, позволяющих вести диалог, но говорить он просто не может.
Мнение врачей:
Дизартрия у детей может проявляться в различных формах, таких как нарушения звукопроизношения, ритма речи, артикуляции и интонации. Врачи отмечают, что основными признаками этого расстройства у детей являются затруднения в правильном произношении звуков, неразборчивая речь, монотонность или неадекватная интонация. Для успешного лечения дизартрии важно проводить комплексный подход, включающий логопедические занятия, физическую терапию и индивидуальную работу с каждым ребенком. Раннее выявление и своевременное начало лечения способствуют более эффективным результатам и улучшению речевых навыков у детей с дизартрией.
https://www.youtube.com/embed/bDKO77dklvY
Формы дизартрии и их признаки
Принято выделять 5 основных форм дизартрии в зависимости от очага поражения:
- бульбарную;
- псевдобульбарную;
- корковую;
- подкорковую;
- мозжечковую.
На этом изображении указана типология форм заболевания:
Бульбарная
Данная форма — одна из самых тяжёлых форм, встречающаяся крайне редко. По сути, это симптом бульбарного паралича, когда происходит поражение ядер 5 пар черепно-мозговых нервов, находящихся в бульбусе. Дети с таким диагнозом редко доживают до подросткового периода из-за поражений лёгких и сердца.
При заболевании наблюдаются серьёзные расстройства в расположении и работе надгортанника, голосовых связок, гортани и мягкого нёба. К примеру, последнее зачастую бывает опущено, вследствие чего пища может попадать в полости носа и ушей, что вызывает воспаления.
Симптоматика болезни выражена ярко, у ребёнка:
- затруднено дыхание;
- изменён тембр голоса (от гнусавости до писклявости);
- не задействуются мышцы лица (у него не закрывается рот, он не можёт надувать щёки и т. п.);
- есть паралич жевательных мышц;
- постоянно наклонена голова.
Основным признаком является то, что ребёнок просто не может говорить из-за парализованности языка.
https://www.youtube.com/embed/Uue55Z2BtVI
Опыт других людей
Дизартрия у детей вызывает серьезные затруднения в произношении звуков и слов. Родители часто отмечают, что их ребенок нередко испытывает сложности с четким и понятным общением. Основными признаками дизартрии у детей являются неразборчивая речь, замедленное произношение, искажение звуков. Для успешного лечения важно своевременно обратиться к специалистам – логопеду и неврологу. Методики лечения дизартрии у детей включают в себя комплекс упражнений для развития мышечного аппарата рта, тренировки дыхания и артикуляции. Регулярные занятия с логопедом помогут улучшить произношение и повысить уровень коммуникации у ребенка.
Псевдобульбарная
Наиболее часто встречающийся вид болезни. По признакам форма похоже на бульбарную, но механизм у них разный. В этом случае страдают пирамидные и проводящие пути, из-за чего наблюдается:
- повышенное слюноотделение;
- сильное сжимание губ;
- повышение тонуса лицевых мышц, особенно языка;
- нарушение кровоснабжения языка.
При всём этом мышцы сильно напряжены, буквально сжаты в комок, а язык на ощупь холодный. Псевдобульбарная форма зачастую асимметрична, то есть одни мышцы развиваются нормально, а другие плохо.
Основным и самым частым признаком является монотонность речи. Иногда при псевдобульбарной форме может наблюдаться синкинезия, когда язык не двигается, но мышцы губ пытаются ему помочь.
https://www.youtube.com/embed/j05YxTPiCoM
Подкорковая
В 3 года в мозге начинают созревать подкорковые узлы, которые окончательно сформировываются примерно к 8 годам. Если до этого времени в подкорковых образованиях появляются какие-то патологии, может развиться подкорковая дизартрия, которую называют экстрапирамидной и гиперкинетической.
Заболевание характеризуется повышенным тонусом мышц, отчего последние становятся малоподвижными. У ребёнка появляются тремор и гиперкинез. При этом речь становиться невнятной, с характерным носовым произношением. Поскольку язык подрагивает, произношение и его темп нарушается, становится похож на заикающийся.
Мозжечковая
Исходя из названия, эта форма связана с поражением мозжечка. Тонус мышц при этом ослаблен, потому у детей с мозжечковой дизартрией страдает координация движений. Их речь можно сравнить с речью людей, находящихся в опьянении. Она растянута, часто меняет громкость, отмечается смягчение звуков.
Дети с мозжечковой дизартрией не сильно отличаются от здоровых, и исправить их дефекты можно при помощи обычных занятий.
Корковая
К появлению болезни ведёт поражение нижней трети центральной лобной извилины. Симптоматика ярко выражена и проявляется в:
- неверном произношении большей части звуков;
- плохой работе мышц артикуляционного аппарата;
- замене слогов при сохранности структуры слова.
Причины детской дизартрии
Дизартрия чаще всего возникает либо на фоне других заболеваний, либо нарушений в развитии плода. Как пример причин возникновения можно привести:
- Органические поражения ЦНС.
- ДЦП.
- Поражения головного мозга/его частей вследствие:
- внутриутроб. инфекции;
- токсикоза у матери;
- неправильно развивающейся плаценты;
- недоношенности;
- несовместимости резус-факторов ребёнка и матери;
- асфиксии;
- травм при родах;
- Заболевания, которые перенёс ребёнок в раннем возрасте (менингит, энцефалит и подобные).
Диагностика дизартрии
Диагностика заболевания начинается со сбора анамнеза и определения физического и неврологического статусов пациента. Все эти манипуляции представляют собой стандартный опрос и осмотр врачом. Выясняется всё, что могло бы повлечь нарушения, например:
- Были ли какие-нибудь заболевания у матери.
- Как проходила беременность.
- Как проходили роды и период новорождённости.
- Какие заболевания перенёс ребёнок.
После сбора данных, врач-логопед заполняет речевую карту для детей с дизартрией. В этой карте указываю информацию о речевом развитии ребёнка от младенчества до времени обращения, например, такие аспекты:
- Было ли гуление, и когда появились первые слова.
- На каком уровне находится звукопроизношение, чтение и письмо.
- Каково состояние общей и мелкой моторики.
- Каковы плоды коррекционной работы.
Лечение
Независимо от возраста ребёнка и степени тяжести заболевания, последнее нуждается в комплексном лечении, включающем:
- ЛФК;
- занятия дыхательной гимнастикой дома;
- массаж;
- логопедическую коррекцию;
- принятие медикаментов.
К необязательным лечебным мероприятиям относят физиопроцедуры и рефлексотерапию, которые дают неплохие результаты, но должны сочетаться с основными мероприятиями.
Рассмотрим каждый пункт в отдельности.
Лечебная физкультура
Упражнения направлены на развитие общей моторики. Лучше всего проводить их перед гимнастикой для органов речи и без обуви. Время занятий: 15-25 минут, каждое упражнение повторить 3-10 раз. Ниже приведены общие упражнения, которые можно сочетать или полностью заменять другими:
- Из положения стоя, ноги совместить, руки в стороны ладонями вниз. Повороты туловища.
- Лёжа, руки вдоль туловища. Сделав глубокий вдох, приподнять голову и ноги, не отрывая таза от пола.
- Стоя на коленях, руки на поясе. На вдох прогнуться назад, на выдох вернутся в исходное положение.
- Сидя на ровной поверхности (пол, ковёр и т. п.), ноги немного разведены, руки на бёдрах, голова у груди. На вдох поднять туловище, при этом опираясь в поверхность руками и ногами и откинув назад голову. На выдох вернутся к исходному положению.
- Лёжа, руки и носки упираются в пол, живот немного поднят над поверхностью. На вдох встать на вытянутых руках и ногах, на выдох вернуться к исходному положению.
Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика подбирается индивидуально, в зависимости от формы и степени дизартрии. Существует множество методик, но здесь приведём классическую, подходящую практически для всех форм:
- Ребёнок должен закрыть рот и зажать 1 ноздрю пальцем. Дышать через вторую, а на выдохе мычать. Повторить несколько раз с обеими ноздрями.
- Предложите ребёнку подуть на кусочки ваты, бумаги, чтобы превратить комнату в занесённый снегом лес. При этом губы должны сложиться в трубочку, а щёки не надуваться.
- Надуйте вместе с ним шарики или подобные предметы. Вдох производится через нос.
Логопедическая работа
Для детей с дизартрией обязательны занятия у логопеда наряду с логопедической работой дома. Врач сам назначит курс лечения и подробно вам о нём расскажет. Скорее всего, это будут упражнения и гимнастика, направленные на:
- выработку правильной системы дыхания;
- развитие слуховых восприятия, памяти и внимания;
- стимуляцию общей и артикуляционной моторики.
Массаж
Массаж делается очень осторожно, без усилий, чтобы не вызвать спазм. Каждая техника выполняется с лёгким разминанием.
В этом видео вы узнаете, как осуществлять артикуляционную гимнастику при дизартрии:
Массаж губ. Каждую технику выполнять 4-6 раз:
- От средней части верхней, а затем и нижней, губ к уголкам двумя пальцами.
- Произвести спиралевидные движения по верхней и нижней губе, а затем по средней их части.
- То же, но волнообразными движениями.
- Сделать пощипывание обеих губ.
- Поглаживание по спирали верхней губы, нижней, а затем обеих сразу.
- Лёгкое щипание срединной части обеих губ.
Массаж мягкого нёба. Выполнять по 4–6 раз:
- От передних резцов до серединной части ротов. полости.
- Постукивания от резцов до средней части нёба.
- Зигзагообразные, по спирали, круговые и волнообразные поглаживания в этой же области.
Массаж языка. Выполнять по 3–5 раз:
- Похлопывания и щипания от конца до серединной части языка.
- Поглаживания в той же области.
- Поглаживания по спирали.
Каждая из массажных техник направлена на расслабление органов речи и их стимуляцию.
Медикаментозное лечение дизартрии у детей
Лекарств именно от дизартрии как таковых пока нет.
Врачом могут назначаться препараты, убирающие (частично или полностью) симптоматику недуга. Практически в каждом случае назначают Магне В6, Пантогам и лекарства, снимающие спазмы сосудов. Однако они, по большей части, только облегчают состояние пациента.
Из серьёзных лекарств могут быть назначены:
- Циннаризин.
- Кавинтон.
- Инстенон и Глиатилин.
- Стугерон.
- Энцефабол.
- Пантокальцин.
- Пикамилон.
- Актовегин.
- Церебролизин и Церебролизат.
- Ново-пассит;
- Персен;
- Тенотен.
Неплохие результаты показали такие лекарства:
- Финлепсин;
- Цереброкурин;
- Пирацетам.
Обратите внимание! Ни в коем случае нельзя давать что-либо ребёнку без совета невролога.
Подводя черту
Поскольку дизартрия обязана своим появлением нарушениям работы мозга, трудно прогнозировать результаты лечения. Однако, если подойти к процессу серьёзно и комплексно, а также выявить болезнь на ранних сроках, можно добиться отличных результатов. Многие дети с диагностированной дизартрией посещают учебные заведения наряду со здоровыми детьми и слабо отстают от них в развитии.
Частые вопросы
Какие бывают формы дизартрии?
Псевдобульбарная (встречается наиболее часто), бульбарная, экстрапирамидная (подкорковая), мозжечковая, корковая.
Как определить форму дизартрии?
Нечеткость артикуляции – человек говорит, как бы с трудом произнося звуки, смазано, искажение темпа речи: ускорение или замедление, монотонность, отсутствие интонаций, заметное изменение тембра голоса (голос может стать хриплым или сдавленным, носовым), Ещё
Сколько степеней дизартрии?
Классификация дизартрии по степени выраженности разделяет ее на стертую, дизартрию легкой степени, средней и тяжелой.
Что такое дизартрия и как её лечить?
Дизартрия – нарушение речи, возникающее из-за органической патологии нервной системы, характеризующееся затруднением произношения, искажением слов или отдельных звуков. Развиваясь в детском возрасте, нарушает психическое развитие ребенка, вызывает чувство неуверенности в себе, комплексы.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Обратитесь к специалисту (логопеду, неврологу), если у вашего ребенка есть признаки дизартрии, такие как нарушения произношения звуков, речи, затруднения в артикуляции.
СОВЕТ №2
Регулярно выполняйте рекомендации специалиста по лечению дизартрии у ребенка, такие как упражнения на развитие артикуляционных навыков, дыхательные упражнения.
СОВЕТ №3
Помогайте ребенку развивать навыки коммуникации и общения, поощряйте его к общению с окружающими, создавайте условия для практики речи.