Дислалия: виды патологии, ее причины и методика лечения

Если речевые трудности у ребенка не имеют связи с патологиями слуха или обеспечения нервами (иннервационными) мышц аппарата, отвечающего за порождение голосовых звуков, то предполагают диагноз “дислалия” (F80.0 согласно МКБ 10).

Виды дислалии

Классификация этого речевого нарушения производится на основании причинно-факторных чертах и специфики проявлений.

Мнение врачей:

Дислалия – это нарушение произношения звуков речи, которое может быть вызвано различными причинами. Существует несколько видов патологии, включая артикуляционную дислалию, дислалию слухового происхождения и моторно-динамическую дислалию.

Артикуляционная дислалия связана с неправильным функционированием артикуляционного аппарата, что приводит к затруднениям в произношении определенных звуков. Дислалия слухового происхождения обусловлена недостаточным слуховым восприятием и пониманием звуков, что затрудняет правильное их произношение. Моторно-динамическая дислалия связана с нарушениями координации движений речевого аппарата.

Лечение дислалии включает комплексный подход, включающий логопедические занятия, физическую терапию и индивидуальную работу с пациентом. Важно выявить причину патологии и разработать индивидуальную методику коррекции для каждого конкретного случая. Регулярные занятия с опытным логопедом и поддержка со стороны родителей играют ключевую роль в успешном преодолении дислалии.

https://www.youtube.com/embed/0G3oqciRJ_0

Физиологическая

В раннем возрасте у всех людей присутствует некоторая «неправильность» выговаривания звуков. Эта форма так и называется ? физиологическая (или возрастная) и после достижения пяти лет она устраняется сама по себе.

Механическая (органическая)

Присутствие у ребенка некоторого структурного дефекта построения аппарата, отвечающего за звукопроизнесение (расположения и строения зубов и/или нёба, устройства прикуса, аномальных размеров языка, длины уздечки), мешает ему точно выговаривать звуки, приводя к органическому (иначе ? механическому) варианту дислалии. Подобная проблема не имеет возрастных предрасположенностей.

Видео с практического занятия в одном из федеральных ВУЗов страны, где подробно рассматривается симптоматика дислалии:

В ряде трудов термины “органическая” и “механическая” различаются, под органической подразумевается промежуточный между дизартрическими проблемами и дислалией вариант. Сейчас, однако, подобную ситуацию чаще считают стертым проявлением дизартрии.

https://www.youtube.com/embed/Wu6sO0_nS_w

Опыт других людей

Дислалия – это расстройство речи, которое проявляется в нарушении звукопроизношения. Люди, столкнувшиеся с этой проблемой, отмечают, что она может проявляться в различных формах, таких как замена звуков, их искажение или пропуск. Причины дислалии могут быть разнообразны: от наследственности до недоразвития речевых навыков.

Методы лечения дислалии включают в себя комплексный подход, включающий логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, игровые техники и индивидуальные занятия с психологом. Люди, которые прошли лечение, отмечают положительные результаты и постепенное улучшение в произношении звуков. Важно помнить, что дислалия не является неизлечимым заболеванием, и с поддержкой специалистов и близких людей можно добиться значительного прогресса в коррекции этой патологии.

Функциональная

Об этом виде проблемы говорят в ситуации, когда строение органного аппарата (а именно нёба, челюстно-зубной системы, языка) не нарушено.

Ситуация реализуется на этапе, когда ребенок обучается произносить звуки и выговаривает неверно часть из них (один или более). При этом малышу не удается придавать своим речевым органам требуемое положение.

Если звуки в речи смешиваются или заменяются, то подразумевается фонематическая патология, а если искажаются просто – фонетическая. Соответственно дифференцируют три следующие подгруппы.

https://www.youtube.com/embed/1o9eQ3XemGc

Артикуляторно-фонетическая

Отличительная черта –артикуляционные позиции (взаиморасположение органов артикуляции, требуемое для произнесения конкретного звука) у ребенка организованы неверно.

Выговаривание искажено, хотя акустически (на слух) подобно правильному и хорошо, как правило, понимается слушателем. Звучание весьма напоминает звуки иных языковых систем (“р” французское и т.п.).

Акустико-фонематическая

Отличительная черта – возникает на фоне недоформированности фонематического слуха. Пациент не может правильно определять акустические (“слуховые”) признаки конкретных звуков, т.е. на фоне отсутствия общих проблем со слухом он не понимает некоторых фонем (оттеночное произношение звуков).

Пример:
Произносятся одинаково (как и слышатся) ? “кора”/”гора”.

Артикуляторно-фонематическая

Специфика:

  1. выбор маленьким пациентом неверного взаиморасположения речевых органов при проговаривании звука (“артикуляционная база” ? сформирована абсолютно точно);
  2. замена звука, который требуется “выговорить”, на более легкий, близкий по набору моторных (артикуляторных) признаков, то есть тот, для которого легче придать нужное взаиморасположение органам, ответственным за речь.

Примеры:
Замены в словах – “сад”/”сядь”, “Коля”/”Толя”, “курица”/”курича”.

Возможно у одного пациента смешанное механическо-функциональное нарушение.

Причины дислалии

признаки дислалии

Нарушение произнесения звуков при рассматриваемой патологии, в общей ситуации, имеет непосредственную связь с особенностями “речевого воспитания” либо аномалией органов, ответственных за речь, при:

  • физиологической – возрастной недоформированностью органических структур;
  • механической (или органической) – врожденной, приобретенной или наследственной, генетически-обусловленной патологией органов;
  • функциональной – рядом социальных факторов.

Причины последней формы:

  • неграмотное речевое воспитание (чрезмерное употребление “малышовых”, “сюсюкающих” слов воспитывающими взрослыми);
  • нарушения значимыми взрослыми выговаривания звуков;
  • педагогическая недосмотренность;
  • неразвитость восприятия фонем;
  • многоязычие (следствие ? смешение особенностей произношения из разных лингвистических систем);
  • ослабление детского организма (неврологическое или общее) длительными/ хроническими болезнями;
  • предпочтение малышом неверной артикуляции.

Лечение и характеристика коррекционной работы

коррекционная работа при дислалии

При присутствии органических патологий требуется проведение вмешательств узкими специалистами (ортодонтом, хирургом, стоматологом и пр.): “подрезание” уздечки, коррекция зубного ряда, изменение прикуса и иные мероприятия.

Коррекция в отношении произнесения звуков – сфера деятельности логопеда.

Подготовительный этап заключается в создании у ребенка осознанной «нацеленности» на процесс, развитии у него памяти, способности к концентрированию внимания, а также особых логопедических возможностей (узнавания фонем, развития артикуляторных способностей и пр.).

Дальнейшая активность направлена на:

  • “установку” звуков;
  • автоматизацию их произнесения в слоге, и после уже в слове, структуре предложения, повседневной речи;
  • способность к дифференцированию звуков;
  • обеспечение коммуникативности (грамотного речевого общения вне зависимости от возможной ситуации).

При обнаружении проблем с двигательной функцией или устройством органов артикуляторного аппарата (на начальном этапе) проводятся специфические занятия ? артикуляторная гимнастика. Упражнения бывают статические и динамические; для языка, губ и согласованности их движения.

Постановка (“установка”) звука реализуется методами:

  • подражания;
  • механического воздействия (посредством специальных устройств);
  • смешанности первых двух подходов.

Дальнейшая звуковая (слоговая, словарная, речевая) автоматизация производится по технике “от простого к сложному”.

Работа по обучению дифференцированию звуков проводится исключительно на единственной их паре.

Коммуникативные навыки отрабатываются посредством разрешения творческих задач, материалов, насыщенных конкретными звуками.

Внимание родителей к речи ребенка – залог своевременного обнаружения проблем, а совместная продуктивная деятельность триады “родитель – ребенок – логопед” ? гарантия успеха в преодолении трудностей!

Частые вопросы

Какие виды дислалии бывают?

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обусловливающих дефект звукопроизношения, функциональную и механическую (органическую). В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функциональной дислалии.

Какие причины могут вызвать дислалию?

Укороченная уздечка языка или верхней губы, слишком массивный или маленький язык, утолщенные, малоподвижные губы, аномалии развития губ, патологии зубочелюстного аппарата (аномальный прикус, уплощенное небо, диастема, мелкие и/или разреженные зубы).

Что такое дислалия?

Дислалия – один из самых распространенных дефектов речи. Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим.

Кто лечит дислалия?

Диагностика и лечение дислалии Правильно диагностировать форму дислалии может только опытный специалист-логопед.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При первых признаках дислалии (нарушения речи) обратитесь к специалисту – логопеду или неврологу для проведения диагностики и определения методики лечения.

СОВЕТ №2

Помните, что регулярные занятия с логопедом и выполнение рекомендаций по домашним упражнениям являются основой успешного лечения дислалии.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Клиника AllergyFree

Уважаемые пациенты! Все материалы, размещенные на сайте allergyfreeclinic.ru, служат информационным и образовательным целям и не являются официальными медицинскими рекомендациями. Помните, что постановка верного диагноза и получение индивидуально направленного, эффективного и адекватного лечения возможно только на очном приеме у квалифицированного специалиста!

Прайс-лист и любая информация об услугах клиники, размещенная на сайте allergyfreeclinic.ru, не являются публичной офертой и могут быть изменены в одностороннем порядке. Основанием для оказания медицинских услуг являются двусторонний договор между пациентом и клиникой, а также добровольное согласие пациента.

© 2014 - 2021 Клиника АллерджиФри  |  Политика конфиденциальности