У каждого тысячного ребенка в мире выявляют врожденные нарушения слуха. Данное состояние впоследствии приводит к проблемам с речью и отставанию в развитии. Чем раньше удастся выявить аномалию, тем выше шансы адаптировать малыша к жизни в обществе. Потому так важно при первых же подозрениях на глухоту обращаться к врачу.
Этиология заболевания
Слуховой орган человека включает три составляющих, каждая из которых выполняют определенную функцию. Так, наружное ухо состоит из наружного прохода и ушной раковины. Оно отвечает за улавливание звуков и их передачу на барабанную перепонку.
В среднем ухе данные колебания нарастают и передаются дальше – в лабиринт внутреннего уха. Именно здесь происходит трансформация звуков в импульсы, которые попадают в мозг. При повреждении любой части анализатора слуха возникают проблемы.
Считается, что глухота представляет собой состояние, при котором пациент не может различать звуки громкостью больше 90 дБ. Такая степень поражения приводит к тому, что пациент не воспринимает громкую речь, которая произносится возле уха.
В зависимости от локализации патологического процесса выделяют такие виды глухоты:
- Кондуктивная – связана с нарушениями анатомии наружного либо среднего уха.
- Сенсоневральная – развивается вследствие поражения внутреннего уха либо мозговой коры. Именно этот вид заболевания выявляют в 90 % случаев.
На фото цветом обозначены зоны поражения при кондуктивной и нейросенсорной глухоте
Мнение врачей:
Диагностика врожденной глухоты у детей играет решающую роль в их дальнейшей адаптации в обществе. Врачи подчеркивают, что раннее выявление этого состояния позволяет начать реабилитационные мероприятия на ранних стадиях развития ребенка. Это способствует формированию речи, социальных навыков и общей адаптации в обществе. Современные методы диагностики, такие как аудиометрия и специальные тесты, позволяют точно определить наличие проблемы и назначить необходимое лечение. Важно помнить, что поддержка специалистов и психологическая помощь как ребенку, так и его семье, играют ключевую роль в успешной адаптации к жизни с врожденной глухотой.
https://www.youtube.com/embed/ZfRN5N0PDR4
Причины врожденной глухоты
В большинстве случаев к развитию этого вида глухоты приводит генетическая предрасположенность. Если у прямых родственников есть нарушения слуха, риск появления проблем у малыша составляет 30-50 %. Тяжелые формы врожденной глухоты, связанные с поражением гена GJB2, передаются по аутосомно-рецессивному типу.
Помимо этого, причиной подобных проблем может стать следующее:
- Инфекционные патологии матери в период вынашивания ребенка. Глухота может быть следствием гриппа, герпетической инфекции, токсоплазмоза. Также к ней приводит краснуха, цитомегаловирусная инфекция. Особенную опасность данные болезни представляют в первом триместре. Именно в этот период развивается слуховой орган плода.
- Применение ототоксичных средств в период беременности. К ним относят фуросемид, аспирин, антибактериальные средства из группы аминогликозидов.
- Токсикоз в 1-2 триместре беременности.
- Хронические патологии матери. Причиной глухоты у ребенка может стать сахарный диабет, недостаточность почек, болезни сердца и сосудов.
- Употребление спиртных напитков, курение, прием наркотиков при беременности.
Диагностика
Слух у новорожденного малыша проверяют еще в роддоме. Это нужно делать на 3-4 день жизни.
Также иногда данную процедуру выполняют при первом посещении поликлиники. Для этой цели используют аудилогические устройства.
Обследование выполняют, пока ребенок спит. Обычно оно занимает не более четверти часа. В ухо малыша вставляют специальный зонд, издающий высокочастотные звуки.
Отраженные колебания фиксирует специальный датчик. Результаты исследования можно увидеть на мониторе прибора.
Если появляются подозрения на развитие аномалии, проводятся другие исследования в специализированном учреждении. Врачи оценивают реакции ребенка на различные стимулы, используя специальные методики. Источниками звуков являются тоны аудиометра, игрушки, голос или шепот.
В некоторых случаях требуется проведение более сложных процедур. К ним относят импедансометрию, компьютерную аудиометрию. Диагноз ставят по результатам целого ряда исследований.
Опыт других людей
Диагностика врожденной глухоты у детей играет решающую роль в их дальнейшей адаптации в обществе. Люди, сталкивающиеся с этой проблемой, высказывают разные мнения. Некоторые родители отмечают, что раннее выявление и начало реабилитационных мероприятий способствуют успешной адаптации ребенка в социуме. Они подчеркивают важность поддержки специалистов и педагогов в этом процессе. Другие же люди отмечают, что необходимо больше внимания уделить не только физической, но и психологической поддержке детей с врожденной глухотой. Важно создать дружественную среду, где каждый ребенок сможет раскрыть свой потенциал и успешно взаимодействовать с окружающими.
Лечение
Врожденная глухота не поддается медикаментозным методам лечения. В большинстве случаев проводится эндопротезирование или слухопротезирование. Одним из методов коррекции патологии у детей является применение специальных приборов для усиления звука.
При тяжелых патологиях используют слуховой аппарат. Если же данный метод не дает результатов, осуществляется вживление кохлеарного импланта. Пациентам с кондуктивной формой аномалии показана операция, которая проводит звуки по височной кости. Для этого больному вживляют титановые импланты, а приемник звука прикрепляют к уху. Благодаря этому удается улучшить восприятие звука.
Как распознать признаки глухоты смотрите в нашем видео:
https://youtube.com/watch?v=L6gsDOZH8x4
Адаптация детей, особенности социализации
Поскольку лечение врожденной глухоты не представляется возможным, терапия должна быть направлена на социализацию ребенка. Для этого по особым методикам проводят обучение. Малыша и его родственников учат языку жестов.
Многие дети впоследствии могут читать речь по губам. Также есть данные, что при нарушении слуха потерянные функции берут на себя другие органы. У людей с таким диагнозом часто обостряется зрение и усиливается наблюдательность. Нередко пациенты сталкиваются с улучшением обоняния и осязания. Таким образом мозг старается компенсировать нехватку информации.
Люди, которые обучились чтению по губам, имеют хорошее зрение и прекрасную наблюдательность. Они имеют возможность развивать речь, задействую ту зону мозговой коры, которая несет ответственность за слух.
Врожденная глухота – это очень серьезное состояние, которое чаще всего имеет наследственный характер. В некоторых ситуациях заболевание развивается по причине воздействия негативных факторов в период беременности. В любом случае первые же признаки недуга должны стать поводом для проведения детальной диагностики.
Частые вопросы
Какой метод исследования слуха применяется в работе с детьми до 4 5 лет?
Игровая аудиометрия (тест – пилот) – оригинальный прибор для проведения исследования, сочетающего в себе элементы игровой и речевой аудиометрии, у детей от 2 до 7 лет.
Какие методы исследования состояния слуха используются для детей с комплексными нарушениями?
Акуметрия – определение восприятия шепотной и разговорной речи. Тональная пороговая аудиометрия. Речевая аудиометрия. Ориентировочная аудиометрия (проводится детям до 3 лет). Игровая аудиометрия (детям от 3 до 5 лет).
Какие основные свойства восприятия развиваются у детей с нарушениями слуха замедленно?
У детей с нарушениями слуха наблюдается определённое своеобразие зрительного восприятия по сравнению со слышащими: они затрудняются в мыслительном расчленении воспринимаемых предметов, в установлении правильных отношений сложного целого и его частей, в различении формы, контура, в восприятии изображений на картинках.
В чем заключаются особенности логопедического обследования детей с нарушениями слуха?
Логопедическое обследование слабослышащих не имеет существенных отличий от обследования детей с нормальным слухом. Основная специфика заключается в самом характере проведения с необходимостью учета неполноценности слуховой функции ребенка.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Проводите регулярную аудиометрию у детей с целью ранней диагностики врожденной глухоты. Чем раньше проблема будет выявлена, тем быстрее можно начать реабилитацию.
СОВЕТ №2
Обратитесь к специалистам – врачам-оториноларингологам, логопедам, психологам, чтобы разработать индивидуальную программу адаптации и развития для вашего ребенка.
СОВЕТ №3
Изучайте различные методики обучения детей с нарушениями слуха, такие как знаковый язык, методика орального обучения и другие. Это поможет ребенку успешно адаптироваться в социуме.