Для детей, которые были рождены глухими, кохлеарная имплантация является единственной возможностью слышать и учиться говорить. Чем раньше провести такое вмешательство, тем выше шансы малыша избежать отставания в развитии, а также освоить восприятие звуков и разговорную речь.
Кохлеарная имплантация у детей
Под данным термином подразумевают хирургическое вмешательство для восстановления слуха, которое заключается в помещении в улитку уха специальной электронной системы. Благодаря этому обеспечивается электрическая стимуляция слухового нерва, что улучшает процесс восприятия звуков.
Исследования ученых доказывают, что выполнение данной процедуры до 2 лет, позволяет ребенку быстрее научиться понимать слова и разговаривать.
Для детей
, которые слышали, но утратили слух, важно придерживаться такого правила: чем меньше период
глухоты
, тем эффективнее будет процедура.
Система кохлеарной имплантации включает два компонента:
- Внутренняя составляющая – кохлеарный имплант. Его помещают в ухо во время проведения хирургического вмешательства. После операции устройство расположено под кожей и не заметно для окружающих.
- Внешний элемент – речевой процессор. Его надевают на ухо и снимают перед сном или купанием, подобно обычному слуховому аппарату.
На фото схема работы слухового аппарата и кохлеарного импланта
Мнение врачей:
Дети с кохлеарным имплантом нуждаются в операции в случае тяжелой или глубокой степени потери слуха, когда слуховые аппараты не приносят ожидаемого результата. Врачи отмечают, что раннее внедрение импланта способствует лучшему развитию речи и языковых навыков у детей. Однако, успешная адаптация к устройству требует терпения и постоянной поддержки со стороны родителей и специалистов. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода в процессе обучения и адаптации к новому слуховому опыту.
https://www.youtube.com/embed/BAAC4F2IcTg
Показания к процедуре
Основные показания к проведению процедуры включают следующее:
- Глубокая нейросенсорная глухота двустороннего характера.
- Отсутствие эффекта от применения слуховых аппаратов.
- Отсутствие познавательных нарушений.
- Отсутствие психологических отклонений.
- Отсутствие тяжелых соматических болезней.
Немаловажное значение имеет серьезная поддержка родителей и готовность к продолжительному периоду реабилитации малыша. Очень важно обеспечить ребенку полноценные занятия с сурдопедагогами и аудиологами.
Принцип работы кохлеарного импланта
Посмотрите наше видео о том, как кохлеарный имплант передает звуки:
Методика проведения
Хирургическое вмешательство по вживлению кохлеарного импланта подразумевает выполнение целого ряда этапов:
- Разметка – осуществляется для того, чтобы максимально удобно расположить имплант за ухом.
- Разрез и образование специальных лоскутов из кожи – благодаря этому удастся закрыть устройство мягкими тканями.
- Вскрытие сосцевидного отростка и выполнение тимпанотомии – благодаря этому обеспечивается доступ в барабанную полость.
- Наложение кохлеостомы – выполняется для введения электрода.
- Формирование костного ложа для устройства и его закрепление – благодаря этому достигается неподвижность импланта и уменьшается выпячивание на коже за ушами.
- Помещение активного электрода в улитку и оценка работы импланта – дает возможность оценить функционирование каналов и определить акустические рефлексы стременной мышцы.
- Закрытие раны.
https://www.youtube.com/embed/JVvAFtecK0w
Опыт других людей
Дети с кохлеарным имплантом вызывают восхищение у многих родителей и специалистов. Операция по установке импланта часто становится единственным способом вернуть слух малышу или ребенку. Показания к операции включают тяжелые формы нарушений слуха, когда обычные слуховые аппараты не приносят результатов. Развитие детей с кохлеарным имплантом поражает своей скоростью и качеством. Они быстро начинают различать звуки, учатся говорить и понимать речь окружающих. Адаптация происходит естественно, словно имплант становится неотъемлемой частью их жизни. Важную роль играет поддержка со стороны родителей и специалистов, которые помогают детям освоить новый мир звуков и слов.
Восстановительный период
Систему кохлеарной имплантации подключают и тестируют только через месяц после выполнения хирургического вмешательства. Во время настройки устройства аудиолог при помощи компьютера передает на речевой процессор сигналы, имеющие разную тональность и громкость.
При этом пациент обычно определяет комфортные ощущения. Если же имплантация выполнялась маленькому ребенку, следует учитывать его рефлекторные реакции. В течение первого месяца имплант настраивают каждую неделю. Затем выполняется контрольная настройка раз в год.
https://www.youtube.com/embed/szOJVIly1K4
Адаптация в социальной среде
Через месяц после проведения оперативного вмешательства можно приступать к выполнению слухоречевой реабилитации. На этом этапе требуется аудиологический контроль и занятия с логопедом, психологом, сурдопедагогом.
При проведении кохлеарной имплантации у детей ключевую роль играет заинтересованность родителей в реабилитационном процессе. Продолжительность периода восстановления увеличивается, если между потерей слуха и вживлением импланта прошел длительный период времени.
Наблюдение у врачей требуется в течение всей жизни. Специалист должен периодически перепрограммировать речевой процессор или осуществлять его замену.
Положительная динамика развития слуха и речи у детей после кохлеарной имплантации
Что необходимо знать родителям
Важно знать, что кохлеарный имплант не даст результатов, если глухота обусловлена не повреждением волосковых клеток, а нарушением функций слухового нерва или анализатора. Помимо этого, устройство не даст результатов при кальцификации или оссификации. Данные процессы препятствуют помещению электродов в улитку, что увеличивает риск неудачной операции.
Родителям необходимо знать, что после процедуры особое внимание нужно уделить формированию у ребенка способности воспринимать звуки. Она должна быть спланированной и развиваться в таких направлениях:
- Естественные условия. Ребенок должен слышать общение окружающих, речь, обращенную к нему, и свои собственные слова. Малышу очень важно все время оставаться в речевой среде.
- Специальные занятия. Их должны проводить сами родители и специалисты. Вначале применяется ограниченный речевой материал. Однако вскоре у ребенка развивается слуховая память, что позволяет ему различать и произносить слова.
Видео-занятие ребенка с кохлеарным имплантом с логопедом:
Риски и возможные осложнения
В редких случаях кохлеарная имплантация провоцирует нежелательные последствия:
- Паралич или слабость лицевого нерва со стороны выполнения вмешательства.
- Нарушение вкуса.
- Нарушения в работе вестибулярного аппарата – тошнота, рвота, головокружение, шаткость походки.
- Шум в ушах.
- Головные боли.
- Кальцификация и оссификация улитки с вставленным имплантом.
Противопоказания
Проведение данной процедуры имеет определенные ограничения:
- Полная или частичная облитерация улитки.
- Сложные соматические патологии – хроническая недостаточность почек, декомпенсированные сердечные пороки.
- Отрицательный результат после выполнения промонториального теста.
- Ретрокохлеарные нарушения – поражения слухового нерва.
- Нарушения умственного развития.
- Очаговые поражения структур мозга.
- Отсутствие готовности к длительной работе с сурдопедагогом.
Кохлеарная имплантация – эффективный метод восстановления слуха у детей. Чтобы получить хорошие результаты, очень важно выполнять данное вмешательство по строгим показаниям после проведения детальной диагностики.
Немаловажное значение имеет период реабилитации. Для адаптации в социокультурной среде ребенок должен длительное время заниматься с логопедом и сурдопедагогом.
Частые вопросы
В чем нуждается ребенок после кохлеарной имплантации?
Маленькие дети после кохлеарной имплантации нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку речевого процессора, развитие коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью аппарата, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие
Как работать с детьми с Кохлеарным имплантом?
В процессе занятий с ребенком после кохлеарной имплантации, развивайте его мышление, память внимание. Знакомству с окружающей действительностью способствует общение с нормально слышащими детьми. Устраивайте совместные игры, пальчиковый или кукольный театр, игры в форме диалогов для совершенствования языкового общения.
Что нельзя делать после кохлеарной имплантации?
Запрещается использовать монополярные электрохирургические инструменты в области головы и шеи пациента с имплантом, поскольку индуцированные токи могут повредить ткани улитки/ нервную ткань или вызвать необратимое повреждение импланта.
В каком возрасте предпочтительно делать Кохлеарную имплантацию?
Самым подходящим временем для операции при врожденной потере слуха является период в возрасте 12-14 месяцев. Однако при полном отсутствии слуха с рождения хирургическое вмешательство выполняется, начиная с 6 месячного возраста, причем очень важно до года установить имплант на оба уха.
Полезные советы
СОВЕТ №1
После операции по установке кохлеарного импланта важно тщательно следить за реабилитацией ребенка. Регулярные занятия с логопедом и аудиологом помогут малышу быстрее освоить слух и речь.
СОВЕТ №2
Создайте для ребенка комфортную обстановку дома, где он сможет развиваться и адаптироваться. Игрушки, книги, музыкальные инструменты помогут расширить его мир и стимулировать слуховое восприятие.
СОВЕТ №3
Общение с другими детьми и взрослыми также важно для развития ребенка с кохлеарным имплантом. Поощряйте его общение, участвуйте в играх, походах в музеи и театры, где он сможет погрузиться в мир звуков и речи.