Возможно, Вы слышали о том, что многие дети пишут слова зеркальным способом. Или читают слова задом наперёд, иногда заменяя в них звуки на похожие. Норма ли это для ребёнка? Да, но иногда такие признаки могут стать звоночком для беспокойства. Что такое болезнь дислексия, и каковы её признаки?
Краткое описание
Дислексия — расстройство навыков чтения из-за плохой сформированности или распада некоторых функций психики, отвечающих за процессы зачитывания и письма. Выражается расстройство в постоянно повторяющихся недочётах при чтении и письме.
Если рассматривать с точки зрения психолингвистики, то дислексия — нарушение в связях зрительного, речедвигательного и речеслухового анализатора. Дело в том, что зачитывание задействует все анализаторы, заставляет поэтапно включать зрительное восприятие, соединение букв со звуками, слияние этих звуков в слоги, а затем, в слова, слияние слов в предложения, а их в рассказ.
При этом происходит постепенная обработка информации, включающая не только воспроизведение, но и понимание прочитанного. Если в этом происходит сбой, начинает проявляться дислексия.
Мнение врачей:
Дислексия – это расстройство, которое затрагивает способность человека читать, писать и понимать текст. Врачи отмечают, что существует несколько форм дислексии, каждая из которых имеет свои особенности. Одной из причин развития дислексии может быть генетическая предрасположенность, когда нарушения передаются от родителей к детям. Также важную роль играют нейрофизиологические факторы, такие как нарушения в работе мозга, в частности, в областях, ответственных за обработку языка. Некоторые исследования также указывают на влияние окружающей среды и обучения на формирование дислексии. Врачи подчеркивают, что раннее выявление и комплексный подход к лечению этого расстройства могут значительно улучшить прогноз и помочь детям успешно преодолеть трудности, связанные с дислексией.
https://www.youtube.com/embed/Fr-bGplf0f4
Формы дислексии
Существует несколько классификаций форм заболевания, однако, наиболее распространённой считается описанная ниже. Она включает такие виды, как:
- фонематическую;
- семантическую;
- аграмматическую;
- оптическую;
- мнестическую;
- тактильную;
Фонематическая
Механизм основан на общей недоразвитости функций фонематической системы. Дислектик в этом случае при произношении путает звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку (б-п, с-ш и т. п.). Может наблюдаться перестановка букв и некоторых частей слов в словах при зачитывании и на письме.
https://www.youtube.com/embed/ek8IRqYBwKY
Опыт других людей
Дислексия – это распространенное неврологическое расстройство, которое затрагивает способность человека читать, писать и понимать текст. Многие люди, столкнувшиеся с дислексией, отмечают, что это не просто проблемы с чтением, а целый комплекс трудностей, влияющих на их повседневную жизнь. Они часто описывают это как “буквенный хаос” или “словесную путаницу”, когда слова кажутся перемешанными или перевернутыми.
Причины дислексии до конца не изучены, но считается, что это комбинация генетических и окружающих факторов. Многие исследователи связывают дислексию с нарушениями в обработке звуков и языковых навыков в мозге. Люди с дислексией часто испытывают чувство недооцененности и фрустрации из-за своих трудностей, но с поддержкой и специализированной помощью они могут научиться справляться с этим расстройством и добиться успеха в учебе и карьере.
Семантическая
Часто называется как «механическое чтение» из-за того, что нарушается понимание прочитанных слов, предложений и целых текстов. При этом само зачитывание не страдает. При семантической дислексии слова воспринимаются лишь частично, из-за чего теряется их связь с другими словами в тексте.
https://www.youtube.com/embed/bz3k9mOBM7k
Аграмматическая
Форма характеризуется изменениями в падежных окончаниях, числе существительных, различного рода согласований, а также в глагольных окончаниях. Наиболее часто встречается у детей с системными недоразвитиями речи.
Оптическая
При оптической дислексии ребёнку трудно усваивать и различать схожие по написанию буквы. Буквы при этом могут различаться несильно (С-О, Р-В) или же состоять из схожих частей, но при разном их расположении на бумаге (Г-Т, П-Н).
Мнестическая
Данная форма характеризуется трудностями в понимании букв. Ребёнок не может связать звук с конкретным графическим его изображением.
Тактильная
Может быть только у слепых детей. Выражается в проблемах с пониманием букв на таблице Брайля.
Причины дислексии
Последние исследования заболевания показали сильное влияние наследственной предрасположенности. Зарубежные врачи склоняются к тому, что дислексия может быть связана с латентным левшеством.
Основная причина дислексии — мозговая дисфункция, которая может быть вызвана воздействием некоторых биологических факторов, например:
В перинатальном периоде дислексию может вызвать повреждение головного мозга, к чему может привести:
- анемия матери;
- порок сердца матери и плода;
- асфиксия;
- затяжные роды;
- фетоплацентарная недостаточность;
- преждевременная отслойка плаценты;
- обвитие и аномалия развития пуповины;
Токсические поражения ЦНС, что могло дать:
- алкогольная и медикаментозная интоксикация;
- гемолитическая болезнь плода;
- желтуха у новорождённого;
К дисфункции могут привести и инфекционные поражения по причине:перенесённых во время беременности заболеваний (кори, краснухи, гриппа и т. п.);
Повредить мозг механическим путём можно при:
- плодоизгоняющих манипуляциях;
- затяжных родах;
- внутричерепных кровоизлияниях.
Даже если у ребёнка не наблюдалось ничего из вышеперечисленного, после рождения есть факторы, приводящие к задержке созревания коры головного мозга, что и приводит к дислексии. К этим факторам относится:
- ЧМТ;
- нейроинфекция;
- инфекции вроде краснухи, кори, ветряной оспы, полиомиелита и подобных;
- тяжёлые хронические заболевания;
Дислексия может сопровождать:
Это связано с патологиями зон мозга.
Существуют также социальные неблагоприятные факторы, например:
- дефицит речевого общения;
- педагогическая запущенность;
- билингвизм.
Симптомы
Может показаться, что дислектики из-за проблем с произношением и письмом могут меть отставание в развитии. На самом деле это не так. При всех своих недостатках они очень часто бывают талантливыми, иногда даже гениальными людьми. Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Мэрилин Монро, Уолт Дисней, Владимир Маяковский — все они были дислектиками, но это не помешало им стать достойными известными людьми.
Изучение дислексии показало, что дислектики:
- имеют широкий кругозор;
- любопытны в отношении явлений окружающего мира;
- имеют отличное воображение;
- обладают развитой интуицией;
- могут оценивать и рассматривать привычные нам вещи с других сторон.
Дислексия может проявится по-разному, что зависит от возраста пациента. Для удобства восприятия ниже симптоматика разбита на несколько подгрупп.
Ранние признаки
Эти симптомы вынесены в отдельную категорию, поскольку их наличие может говорить о запущенном процессе развития заболевания. Заметив больше 5–7 таких признаков, следует обратиться за консультацией ко врачу.
К категории можно отнести:
- изменение порядка букв при составлении слов;
- нежелание читать вслух и писать сочинения;
- изменение порядка букв, слов или чисел во время письма и зачитывания;
- затруднения с изучением алфавита, таблицы умножения;
- путаница в простейшем ориентировании (право-лево и т. п.);
- невнимательность;
- плохая память;
- затруднения с выполнением простейших указаний;
- неуклюжий захват ручки;
- затруднения в изучении правописания и принципов чтения.
В дошкольном возрасте
- Позднее начало развития речи.
- Затруднения в произношении и изучении слов.
- Плохая память, особенно касается слов (путает или подолгу не может вспомнить нужное слово.
- Проблемы в общении со сверстниками.
- Проблемы в освоении простейших навыков чтения и письма.
- Путаница в расположении слов и букв в словах, при пересказе или рассказе.
Младшая школа
- Проблемы с декодированием слов.
- Замена одних слов на другие, часто схожие по звучанию и смыслу (ящик — коробка).
- Транспозиция и инверсия при зачитывании.
- Разворот слов и букв (э-е и т. п.).
- Путаница в арифметических знаках (вместо + -).
- Затруднения в запоминании фактов.
- Нарушенная координация движений.
- Импульсивность и неловкость.
- Медленное освоение новых навыков.
Средняя школа
- Уровень чтения ниже, чем у одноклассников.
- Упорное нежелание читать вслух и писать.
- Плохая память, что влияет и на планирование.
- Затруднения в общении и нахождении общего языка со сверстниками.
- Плохое восприятие языка тела и выражения лица.
- Плохо читаемый почерк.
- Затруднения с произношением и написанием слов.
Старшая школа
- Медленное зачитывание с большим количеством ошибок.
- Недостаточный навык письма.
- Проблемы в пересказе, изложении и обобщении материала.
- Неправильное произношение слов.
- Плохое восприятие информации.
- Плохая память.
- Медленная скорость работы.
- Затруднения в приспособлении к любым изменениям.
Взрослые
- Затруднения в восприятии звуковой и письменной информации.
- Плохая память, невнимательность и рассеянность.
- Труднопонимаемое произношение.
- Путаница в последовательности чисел и слов, неспособность воспроизвести их в правильном порядке.
- Отсутствие навыков письма или их недостаточная развитость (дисграфия).
- Проблемы с планированием и организацией своего времени.
- Слабые организационные навыки.
Диагностика
Диагностическое исследование начинается с посещения детского педиатра, который, рассмотрев все признаки, должен направить ребёнка к логопеду.
Логопед начинает обследование со сбора подробного анамнеза, включающие такие аспекты, как:
- как протекала беременность матери;
- имеются ли генетические предрасположенности к такого рода заболеваниям;
- имеются ли врождённые заболевания у ребёнка;
- как протекало развитие ребёнка в первые годы жизни.
После сбора анамнеза логопед выясняет:
- сформированность навыков речи, письма и чтения у ребёнка;
- особенности формирования этих навыков;
- состояние артикуляционного аппарата;
- состояние моторики;
- успеваемость школьника по русскому языку и литературе.
После сбора данных врач может провести несколько тестов, включающих:
- зачитывание вслух;
- списывание текста;
- письмо на слух.
В зависимости от результатов обследования может понадобиться консультация невролога и офтальмолога. Аппаратное обследование в таком случае включает ЭЭГ и ЭхоЭГ.
Тест на дислексию
Недавно иностранные учёные создали специальный тест на дислексию, подходящий для детей от 3 лет. Прохождение его занимает примерно 10 минут, а сам он рассчитан на выявление проблем у маленьких детей, не приступивших даже к дошкольному обучению.
Механизм теста основан на том, что дети при построении слов особо внимательным к произношению звуков. Если у ребёнка есть проблемы с произношением, то могут наблюдаться проблемы и с зачитыванием, письмом. Так, попутно, у детей можно диагностировать и дисграфию.
Для диагностики дислексии могут проводиться и классические тесты, занимающие 1,5–2 часа. Проводятся они врачом-логопедом.
Лечение и коррекция дислексии
Традиционным методом лечения дислексии считается логопедические коррекционные работы. Данный метод предполагает работу над исправлением всех патологий речи и неречевых процессов.
Метод логопедического исправления зависит от конкретной формы заболевания:
- Оптическая дислексия требует работу над зритетельно-пространственным представлением, зрительным синтезом и анализом.
- Тактильная предполагает работу над разбором и пониманием схем и развитием пространственного представления.
- При мнестической необходимо развивать слухоречевую и речезрительную память.
- При фонематической форме требуется корректировать звукопроизношение, формировать представления о звукобуквенном составе слов.
- Семантическая требует развивать слоговый синтез и словарь, проводить работу по усвоению ребёнком грамматических языковых норм.
- При агроматической форме следует проводить работу по формированию грамматических систем.
У взрослых дислектиков методы исправления предполагают более расширенные занятия. Однако по механизмам они не отличаются от занятий с детьми.
Посмотрите видео, в котором затрагиваются вопросы причин и коррекции дислексии:
Частые вопросы
Какие бывают виды дислексии?
Фонематическая (акустическая). По классификации дислексии – наиболее распространенная проблема, которая часто встречается у учеников младших классов. Аграмматическая. Семантическая. Мнестическая. Оптическая. Тактильная.
Сколько форм дислексии?
Виды дислексии – семантическая, фонематическая, оптическая, аграмматическая, мнестическая и тактильная дислексия Фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая и тактильная дислексия.
Какие буквы путают Дислексики?
Людям без дислексии они часто кажутся странными и нелогичными: одно дело — перепутать «-ться» и «-тся», а другое — поменять местами части слова. Важно понимать, что дислексия — это не болезнь, а особенность восприятия информации в текстовой форме. Интеллект у дислексиков не снижен.
Какая форма дислексии обусловлена нарушением фонематических процессов?
Фонематическая дислексия связана с недоразвитием функций фонематической системы, т. Е. Системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Если у вас или у вашего ребенка есть признаки дислексии, обратитесь к специалисту для профессиональной консультации и диагностики.
СОВЕТ №2
Изучите методики и техники обучения, которые могут помочь улучшить навыки чтения и письма у людей с дислексией.
СОВЕТ №3
Поддерживайте позитивное отношение и терпимость к себе или к ребенку с дислексией, помогая ему преодолевать трудности и достигать успехов.