Неврастения: диагностика и лечение

В современном мегаполисе человек ежедневно подвергается повышенным психоэмоциональным нагрузкам. Бесконтрольный информационный поток, огромное количество социальных контактов, давление общества, необходимость всегда быть на высоте и соответствовать норме, напряженный рабочий график, переработки, командировки, стремление успеть все и везде, новые и новые обязательства – это причины появления недосыпа, недовольства собой и своей жизнью, ощущения разбитости. В каждодневном марафоне рождается хроническая усталость, нервное истощение, неспособность сделать передышку и восстановить силы. Так развивается астенический невроз, или неврастения. Риск возникновения патологии увеличивается при гормональных нарушениях, длительных инфекционных и соматических заболеваниях, дефиците витаминов, общем ослаблении иммунитета.

Симптомы неврастении

Врачам-психотерапевтам данное расстройство личности известно по следующим жалобам пациента:

• неспособность справляться с эмоциями (преимущественно негативными), раздражительность, неуправляемые приступы гнева или плаксивости;
  • трудности с засыпанием либо избыточный сон, не приносящий облегчения и чувства свежести;
  • неспособность сосредоточиться, снижение концентрации внимания, чувство заторможенности мыслей;
  • ухудшение работоспособности, чувство постоянной усталости, бессилия, неспособность справляться с привычным объемом работы;
  • снижение веса, потеря аппетита, мышечная слабость, вялость, общее физическое истощение;
  • навязчивые мысли, сопровождающиеся таким эмоциями, как страх и тревога, вплоть до панических атак.

Неврастения: причины и диагностика

Важно убедиться, что вышеперечисленные симптомы не связаны с органическим поражением структур мозга, нарушением его кровообращения или соматическими заболеваниями. Необходимо понимать, что интоксикация организма (вызванная злоупотреблением алкоголем, пристрастием к наркотическим веществам, пребыванием в загрязненной обстановке) может стать причиной развития астенического невроза.

При диагностике неврастении врачу-психотерапевту предстоит также исключить депрессивный невроз, паническое расстройство, невроз навязчивых состояний у пациента, который демонстрирует симптомы нервного истощения. Для определения диагноза проводится беседа с врачом-психотерапевтом, при необходимости – назначаются консультации других специалистов и дополнительные диагностические исследования.

Лечение неврастении (астенического невроза)

При нервном истощении показан курс психотерапии при поддержке лекарственной терапии. Для медикаментозного лечения неврастении используются препараты, которые снимают тревожность и внутреннее напряжение, благоприятно сказываются на состоянии вегетативной нервной системы, способствуют нормализации сна.

В качестве вспомогательных мер врач-психотерапевт может порекомендовать курс массажа, витаминные добавки, занятия плаванием или ЛФК, различные методики релаксации. Важным союзником психотерапии в излечении неврастении является разработка ежедневного графика с достаточным количеством часов для сна и отдыха.

Врач-психотерапевт в Москве

Если вы столкнулись с проявлениями неврастенического синдрома, вы можете обратиться в лечебно-диагностический центр AllergyFree (м.ВДНХ). Опытный врач психиатр, психотерапевт нашей клиники поможет вам укрепить нервную систему, избавиться от нежелательных эмоциональных всплесков, вернуть в норму режим сна и бодрствования, восстановить работоспособность. Запишитесь на прием у администраторов клиники (с 8 утра до 21 вечера) либо оставьте заявку на нашем сайте, чтобы мы вам перезвонили.

Вилков Алексей Сергеевич