Миома матки и эндометриоз: диагностика и лечение

В лечебно-диагностическом центре AllergyFree мы занимаемся диагностикой и терапией любых гинекологических заболеваний. В частности, в нашей клинике вы можете пройти обследование по поводу миомы матки (включая УЗИ малого таза) и получить современное и эффективное лечение. Запишитесь на прием врачу-гинекологу по телефону +7 499 684 01 64 или оставьте заявку на нашем сайте.

Известное многим женщинам заболевание главного репродуктивного органа – миома матки – является опухолевидным новообразованием незлокачественного характера. Миома представляет собой узел, локализованный в мышечном слое матки – миометрии. Таких миоматозных узлов выделяют несколько видов – по типу их расположения:

• внутристеночный (интрамуральный) – узел, образовавшийся в толще мышечного слоя органа;
  • субмукозный – новообразование, растущее в сторону эндометрия;
  • субсерозный – узел, расположенный под внешней слизистой оболочкой матки.

Кроме того, субсерозная и субмукозная миомы могут представлять собой выходящие за границы органа новообразования «на ножке». В 7 случаях из 100 существует вероятность перекручивания такого узла, что вызывает нарушение его кровообращения вплоть до некроза. Эта ситуация проявляет себя острыми болями в животе и требует немедленного оперативного вмешательства.

Как размер, так и количество миоматозных узлов сильно варьируется в зависимости от запущенности процесса и тяжести его протекания. Главная опасность заболевания – развитие опухоли до значительных размеров, образование множественных миоматозных узлов, что является серьезным препятствием для наступления и успешного вынашивания беременности, а также показанием для хирургического вмешательства различного объема, вплоть до гистерэктомии.

Миома матки в сочетании с эндометриозом

Поскольку миома – это заболевание, основной причиной которого является нарушение гормонального фона, оно зачастую развивается одновременно с эндометриозом – патологией внутреннего маточного слоя. Эндометрий также чувствителен к изменению уровня репродуктивных гормонов в организме женщины. Более того, эндометриоз – заболевание, которое способствует образованию миом. В норме эндометрий циклично нарастает и истончается, однако дисбаланс гормонов, вырабатываемых яичниками, заставляет эндометриальную ткань приобретать агрессивные свойства по отношению к телу матки. При данной патологии эндометрий способен бесконтрольно размножаться и проникать внутрь маточных стенок, нарушая анатомию миометрия и даже образуя в нем сквозные каналы.

Другие факторы, влияющие на развитие эндометриоза с образованием миоматозных узлов:

• наследственная предрасположенность;
  • избыточная масса тела;
  • нерегулярный цикл (слишком длинный или слишком короткий);
  • множественные аборты;
  • отсутствие родов;
  • отказ от лактации;
  • терапевтические и диагностические гинекологические манипуляции на матке (в первую очередь – выскабливания);
  • длительные стрессы;
  • ослабленный иммунитет;
  • пристрастие к сигаретам.

Признаки неблагополучия

Сочетание миомы и эндометриоза довольно часто встречается в практике врача-гинеколога и легко диагностируется по УЗИ, которое назначается после сбора анамнеза и жалоб, а также стандартного осмотра в кресле. Нередко женщина не подозревает о неполадках со здоровьем, однако недуг может проявлять себя одним или несколькими симптомами, среди которых:

• периодические тянущие или схваткообразные боли в низу живота, усиливающиеся после интимной близости, под действием провоцирующих факторов (посещение солярия или чрезмерная инсоляция, физическое перенапряжение, горячие ванны), перед наступлением менструации, при запорах;
  • изменение менструального цикла;
  • длительный период менструального кровотечения и/или его значительный объем, внецикловые кровяные выделения;
  • мочеполовые расстройства, связанные с частыми позывами или дискомфортом при мочеиспускании.

Лечение миомы и эндометриоза

Терапия миомно-эндометриозной патологии в первую очередь направлена на угнетение выработки гормонов, стимулирующих атипичную гиперплазию эндометриальной ткани. Гормоносодержащие препараты вызывают обратимую атрофию эндометрия, как при климаксе, что способствует уменьшению миомы в размерах, а в отдельных случаях – ее рассасыванию. Кроме того, необходимо принять меры по укреплению иммунитета, а также устранить источники стресса (в лучшем случае – проконсультироваться с психотерапевтом). Кроме того, необходимо исключить влияние негативных факторов, отказавшись от посещения солярия, грязевых и солнечных ванн, сауны: любой перегрев организма стимулирует рост миомы.

Что касается собственно миомы матки, главная стратегия, принятая в современной гинекологии при выявлении небольших узлов, – наблюдение, т.е. систематический контроль за их размерами и количеством. Миоматозные новообразования значительного размера, множественные узлы или миомы, создающие препятствия планируемой беременности, могут потребовать оперативного лечения.

Поскольку заболевание связано с избытком эстрогенов, оно затрагивает девушек от 16 лет и всех женщин фертильного возраста, но чаще встречается у пациенток старше 30 лет. При этом в климактерический период, когда происходит угасание функции яичников и, как следствие, до нуля снижается уровень эстрогена в организме, ранее диагностированная миома вполне может исчезнуть сама по себе.

Главные рекомендации женщинам с данным заболеванием – беречь себя от теплового воздействия, чрезмерных нагрузок физического и эмоционального характера, соблюдать режим питания и отдыха, регулярно – 1-2 раза в год – проходить ультразвуковую диагностику (УЗИ матки и придатков).

Своевременное обращение к специалисту по поводу миомы матки в сочетании с эндометриозом дает шанс на излечение без радикального хирургического вмешательства. Запишитесь на прием к врачу-гинекологу клиники AllergyFree, чтобы узнать больше о бережных и эффективных методах восстановления женского здоровья!

Булатова Любовь Николаевна

Верцимак Марина Михайловна