Доброкачественные и злокачественные заболевания

Распространенность заболеваний, связанных с патологическими новообразованиями в области женских половых органов, по-прежнему высока. Нередко они становятся причиной бесплодия, создают препятствия при вынашивании беременности и для родоразрешения, вынуждают к оперативному вмешательству, нарушают гормональный фон и создают массу ограничений в обычной жизни.

Главная причина формирования новообразований – нарушение механизмов роста, деления и специализации клеток, в результате чего они приобретают атипичное строение и функции, отклоняются от программы своего жизненного цикла. Помешать нормальному развитию клеток могут несколько факторов:

• нарушение гормонального баланса;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • воспалительные процессы, в том числе вызванные инфекциями урогенитального тракта;
  • наследственная предрасположенность;
  • химические и физические факторы (травмы, перегрев, влияние мугатенных веществ);
  • стрессы и вредные привычки;
  • неблагоприятная экологическая обстановка.

Доброкачественные заболевания женских половых органов

Новообразования, имеющие незлокачественное течение, – распространенное явление в практике врача-гинеколога. Среди них выделяют:

1. Кистозные образования. Патология формируется на любых органах, включая яичник, бартолиновую железу, маточные трубы, влагалище. В зависимости от расположения кисты диагностируются при внешнем осмотре либо во время ультразвукового исследования. Лечение чаще всего оперативное.
  2. Миомы матки – гормонально зависимые опухоли, которые формируются из мышечной ткани в различных отделах детородного органа и не представляют онкологической опасности. Заболевание часто протекает бессимптомно, особенно при миомах незначительного размера. В этом случае практикуется выжидательная тактика, а также лечение гормональными препаратами, которые иногда позволяют существенно уменьшить размер новообразования. Миомы, достигшие значительно размера, сопровождающиеся кровотечениями или оказывающие влияние на фертильность женщины, подлежат хирургическому удалению.
  3. Неоплазии яичников с доброкачественным течением. Среди овариальных опухолей и образований выделяют:
    • кистомы (цистаденомы – новообразования, развивающиеся из эпителиальных тканей);
    • кисты (фолликулярные и кисты желтого тела – гормонально обусловленные новообразования, имеющие склонность рассасываться самостоятельно, эндометриоидная киста – капсулированное новообразование, заполненное чаще всего менструальной кровью, а также параовариальная киста, представляющая опасность для здоровья только в случае ее перекрута);
    • герминогенные опухоли (зрелые тератомы, неоплазии, формирующиеся из зародышевых клеток);
    • гормонопродуцирующие опухоли (текома и фолликулома, андробластома);
    • фиброма яичника (соединительнотканное новообразование, распространенное у женщин в постменопаузе).
  4. Предраковые новообразования вульвы и влагалища (остроконечные кондиломы, вызванные папилломавирусом, крауроз и лейкоплакия).

Злокачественные заболевания женских половых органов

Каждое третье онкологическое заболевание, выявленное у женщины, затрагивает органы репродуктивной системы. Именно поэтому пристальное внимание к здоровью интимной сферы – это ключ к долголетию. Невыявленные и непролеченные урогенитальные инфекции, пассивно протекающие воспалительные процессы в органах малого таза, наличие предраковых изменений в тканях создают благоприятную почву для развития онкологии.

К злокачественным заболеваниям органов женской репродуктивной системы относятся:

1. Рак шейки матки. Заболевание, которое можно отследить и предупредить, вовремя диагностировав дисплазию шейки матки – изменение структуры шеечного эпителия, состояние, предшествующее развитию онкологии.
  2. Тератобластома – эктодермальная опухоль яичника.
  3. Рак вульвы. Онкологическое заболевание, поражающее наружные половые органы у женщин, чаще всего проявляется в период поздней постменопаузы. Выявляется при обычном гинекологическом осмотре.
  4. Рак тела матки. Новообразование злокачественного течения, развивающееся из эндометрия – клеток слизистой оболочки, которой выстлан внутренний слой детородного органа. По частоте выявления онкологии органов репродуктивной системы у женщин рак тела матки занимает второе место, уступая лишь фиброаденоме (злокачественному новообразованию молочной железы): 2 или 3 женщины из 100 сталкиваются с онкологией эндометрия. При этом заболевание характерно для постменопаузального периода.
  5. Рак влагалища. Заболевание возникает либо самостоятельно, либо как вторичная патология (например, при онкологическом процессе в тканях шейки матки). Является возрастным заболеванием, при этом среди факторов риска, как и в других случаях онкологии половых органов, специалисты называют инфицированность вирусом папилломы человека (ВПЧ). В зависимости от стадии патологического процесса, рак влагалища может как ограничиваться его стенками – в начальной стадии, так и прорастать за пределы малого таза, метастазируя в отдаленные органы (например, в легкие).

Диагностика новообразований женских половых органов

Первичное обращение женщины к врачу-гинекологу может быть связано с появлением следующих симптомов:

• тянущие боли различной интенсивности в области малого таза;
  • внеурочные кровотечения;
  • затруднение и болезненность при мочеиспускании, частые позывы;.
  • боли во время полового акта;
  • увеличение нижней части живота, не связанное с беременностью, и появление чувства тяжести;
  • изменение цвета и структуры слизистых оболочек наружных половых органов.

Сбор анамнеза и выявление жалоб пациентки, а также стандартный осмотр специалистом позволяет заподозрить патологию – наличие новообразования, однако более точную диагностику можно провести только лабораторными и инструментальными методами. К последним относится УЗИ органов малого таза, в том числе с использованием цветовой доплерографии. Трансвагинальная эхография дает возможность определить характер опухоли, ее размер и точную локализацию, что, в свою очередь, позволяет выработать оптимальную тактику лечения.

Лечение и диагностика в AllergyFree

Чтобы достоверно распознать и определить тип новообразования, врачи-гинекологи нашей клиники используют следующие диагностические методы:

• стандартный гинекологический осмотр с процедурой взятия мазка на микрофлору и мазка Папаниколау;
  • двуручное исследование влагалища и органов малого таза;
  • видеокольпоскопия (осмотр шейки матки и влагалищных стенок с помощью специального микроскопа);
  • трансвагинальная эхография с ЦДК;
  • биопсия (забор биоматериала с целью последующего изучения строения тканей и клеток);
  • лабораторные исследования (анализы крови на половые гормоны, на онкомаркеры).

Согласно врачебной статистике, каждый пятый случай заболевания раком выявляется на последних стадиях, что минимизирует шансы пациента на излечение. Забота о своем здоровье начинается с регулярной профилактики. Обратитесь в лечебно-диагностический центр AllergyFree, чтобы пройти комплексное обследование, избавиться от тревог и улучшить самочувствие под контролем опытных и квалифицированных врачей-гинекологов. Запишитесь по телефону или прямо на сайте клиники уже сегодня!

Булатова Любовь Николаевна