Дисменорея

Начало менструального цикла для многих женщин сопряжено с появлением неприятных и крайне болезненных ощущений, которые иногда достигают такой интенсивности, что мешают вести полноценную жизнь и серьезно сказываются на работоспособности. Такое состояние обозначается медицинским термином – дисменореей (альгоменореей). Каждая вторая женщина, достигшая возраста половой зрелости, знакома с такими симптомами, проявляющимися в преддверии и во время «месячных», как:

• схваткообразные режущие или тянущие боли в нижней части живота;
  • чувство тяжести в области малого таза и поясницы;
  • мышечная скованность;
  • головокружения, обморочные состояния;
  • тошнота, желудочно-кишечные расстройства;
  • озноб или потливость;
  • чувство онемения ног;
  • нарушения сна – повышенная сонливость или проблемы с засыпанием;
  • головные боли и сердцебиение.

Дисменорея (альгоменорея): классификация и причины

В зависимости от того, как давно установился менструальный цикл, при дисменорее выделяют первичную и вторичную альгоменорею.

В том случае, если выраженные менструальные боли беспокоят женщину на протяжении трех лет с момента первого кровотечения и не имеют органической причины, врачи-гинекологи говорят о первичной альгоменорее. Возникновению синдрома способствуют:

1. Гормональный дисбаланс. Снижение уровня прогестерона вызывает высвобождение арахидоновой кислоты, которая, в свою очередь, преобразуется в простагландины. Простагландины – физиологически активные вещества, в присутствии которых возникают следующие эффекты: кислородное голодание в местных тканях, спазм сосудов, усиление сократительной способности матки. Все это приводит к возникновению болевых ощущений различной интенсивности.
  2. Недостаточная выработка эндогенных опиатов.
  3. Психогенные причины – повышенная эмоциональность, внушаемость, стрессы.

Отмечено также, что первичной дисменорее сопутствуют астеническое телосложение и такие патологии, как ПМК, ВСД, миопия.

Вторичная дисменорея развивается на фоне органических изменений в органах репродуктивной системы. К ее причинам относят:

• Аномалии строения органов половой системы – например, двурогая матка или дополнительное влагалище (патологии, препятствующие естественному оттоку менструальной крови).
  • Роды, аборты, оперативные вмешательства на органах малого таза в анамнезе.
  • Воспалительные гинекологические заболевания.
  • Субмукозная миома матки.
  • Спаечный процесс в малом тазу.
  • Использование внутриматочной контрацепции (спираль).
  • Эндометриоз.

Диагностика и лечение дисменореи

Незначительные болезненные ощущения в период менструального кровотечения являются нормой. Однако нередко проявление симптомов настолько выражено, что вынуждает отказаться от привычного образа жизни, заставляет брать отгулы на работе, препятствует выполнению домашних дел, омрачает радость общения с близкими людьми. Единственный способ справиться с болевым синдромом – посетить врача-гинеколога, который проведет комплексное обследование состояния репродуктивной системы. Необходимо оценить строение органов, проверить их на наличие патологии, вылечить обнаруженные инфекции, – одним словом, выявить или исключить все возможные органические причины возникновения ненормальной болезненности во время менструации. Врач выполнит стандартный гинекологический осмотр (вне фазы отслойки эндометрия), проверит состояние репродуктивной системы с помощью УЗИ, назначит нужные анализы.

Лечение первичной дисменореи (альгоменореи) сочетает симптоматическую, витаминную и гормональную терапию. Вторичная дисменорея, при которой болезненные ощущения возникают из-за патологического процесса в органах малого таза, лечится в соответствии с этой патологией.

Лечебно-диагностический центр AllergyFree приглашает вас на прием! Квалифицированные гинекологи нашей клиники рады помочь вам избавиться от болевого синдрома и от необходимости срывать намеченные планы. Мы поможем вам восстановить здоровье репродуктивной системы и вернуться к полноценной жизни без боли и дискомфорта! Запишитесь у администратора или на сайте, выбрав удобный для вас день посещения клиники.

Булатова Любовь Николаевна