Диагностика и лечение заболеваний шейки матки

Раннее выявление патологии шейки матки – одна из важнейших задач современной гинекологии. Опасность заболеваний, поражающих нижний маточный сегмент, заключается в большой вероятности их перехода в злокачественное состояние. При этом трансформация часто происходит бессимптомно, незаметно для самой больной и случайно выявляется при диагностических процедурах гинекологического профиля. Рак шейки матки отличается от прочих злокачественных новообразований тем, что его развитие можно отследить, спрогнозировать и принять профилактические и лечебные меры.

В группу риска по онкологии шейки матки входят женщины старше 30 лет, особенно при наличии одного или нескольких факторов:

• генетическая предрасположенность;
  • урогенитальные инфекции;
  • нарушение гормонального баланса;
  • травмирование шейки матки в родах или при хирургических вмешательствах;
  • начало половой жизни в раннем возрасте;
  • изменения, вызванные наступлением менопаузы;
  • частая смена половых партнеров;
  • негативные факторы образа жизни и окружающей среды.

Среди патологии шейки матки выделяют три подгруппы:

1. Фоновые процессы. К ним относят заболевания, развитие которых провоцирует существующий в организме гормональный дисбаланс либо предшествующие травмы этой области, а также заболевания воспалительного характера, такие как:

• эндометриоз шейки матки (патология, при которой эндометриальная маточная ткань выходит за пределы органа и распространяется на шейку);
    • полипы и папилломы (виновником которых в современной гинекологи принято считать ВПЧ-инфекцию);
    • псевдоэрозия (разрастание цилиндрического эпителия);
    • истинная эрозия (вызванная воздействием химических или физических факторов);
    • эктропион (деформация ткани шеечного канала);
    • киста шейки матки;
    • цервицит (воспалительный процесс, захватывающий шейку матки).
  2. Предраковые заболевания (дисплазии I и II степени, лейкоплакия и аденоматоз, для которых характерно наличие атипичных клеток);
  3. Раковая патология – онкологическое заболевание шейки матки, развивающееся из эрозии и дисплазии.

Как вы можете заподозрить у себя различные заболевания шейки матки?

Если вы заметили, что:

• ваш цикл удлинился или, наоборот, стал короче;
  • появляются кровянистые выделения во время или после интимной близости;
  • при физической нагрузке или при половом акте возникают боли, которые локализуются в низу живота, но могут распространяться на нижние конечности;
  • до или после менструации появляются мажущие кровянистые выделения,
обратитесь к врачу-гинекологу в ближайшее время. Специалист в области женского здоровья проведет комплексную гинекологическую диагностику, при необходимости назначит дополнительные анализы, поможет установить и устранить причину заболевания.

Как узнать, в порядке ли шейка матки?

Во время визита в клинику врач-гинеколог собирает сведения о пациентке и проводит более или менее углубленную диагностику – в зависимости от состояния органа и от предполагаемого диагноза.

К современным диагностическим мероприятиям, направленным на отслеживание патологии, относятся:

• визуальный и бимануальный гинекологический осмотр: позволяет выявить или заподозрить аномалию строения наружных половых органов и органов репродуктивной системы;
  • кольпоскопия: диагностическое исследование шейки матки и стенок влагалища, проводимое с помощью специального прибора – гинекологического микроскопа, современные модели которого позволяют выводить получаемое изображение на экран монитора;
  • ПАП-мазок: позволяет выявить подозрительные клетки слизистой;
  • УЗ-диагностика матки: показывает состояние главного органа женской репродуктивной системы;
  • биопсия: забор подозрительного участка слизистой шейки матки позволяет высокоточно оценить структуру ткани и выявить атипичные или раковые клетки.

Если диагностика покажет, что шейка матки в порядке, специалист даст профессиональные рекомендации о том, как сохранить и укрепить здоровье репродуктивной системы. А при обнаружении патологии – назначит схему лечения с учетом тяжести заболевания, особенностей здоровья пациентки, ее возраста. Одной из наиболее прогрессивных безоперационных методик терапии заболеваний, поражающих нижний маточный сегмент, считается криотерапия (криоаблация).

Криотерпия – лечение патологии шейки матки

Процедура представляет собой холодовое воздействие на ткани шейки матки с помощью специального медицинского аппарата на базе жидкого азота. Низкотемпературное воздействие (до -20°С) на пораженные ткани позволяет добиться их некроза, и в течение месяца-двух после криотерапии нормальный эпителий шейки матки замещает пораженные участки.

К достоинствам криотерапии можно отнести:

• неинвазивность;
  • простоту выполнения;
  • безболезненность;
  • высокую результативность;
  • низкий процент осложнений и рецидивов;
  • широкий список показаний для применения, включая дисплазии III степени и тяжелую эрозию.

После процедуры возможны временные кровянистые выделения – в течение первых суток после вмешательства, и водянистые выделения – в течение нескольких недель после криовоздействия. И то и другое считается нормой. В редких случаях в результате процедуры возможно сужение цервикального канала.

Противопоказания и ограничения

Терапию методом криоаблации не применяют в случае беременности и естественного вскармливания, при подтвержденном раковом диагнозе (цитологически и гистологически), при наличии маточного кровотечения или приближающей менструации. В остальных случаях врач внимательным образом изучит анамнез пациентки, проведет осмотр и поможет принять окончательное решение относительно способа лечения заболевания шейки матки.

Запишитесь на прием к врачу-гинекологу лечебно-диагностического центра AllergyFree, чтобы узнать больше о современных способах восстановления женского здоровья. Администраторы клиники ждут вашего звонка!

Булатова Любовь Николаевна

Верцимак Марина Михайловна