Кожные аллергопробы

Кожное тестирование в аллергологии используется для выявления веществ, контакт с которыми сопровождается симптомами сенсибилизации (повышенной чувствительности). Благодаря этому методу можно получить информацию о том, на какие аллергены организм пациента выдает гиперреакцию. Эта информация позволит исключить аллерген из жизненного пространства больного, поможет ему минимизировать нежелательный контакт в повседневной жизни. Врачу результаты кожного тестирования позволяют составить эффективную схему лечения с учетом выявленных аллергенов.

Как проходит процедура

Кожные аллергопробы относятся к провокационным методам диагностики. Суть процедуры заключается в нанесении на кожные покровы специализированных препаратов на основе антигенов – «подозреваемых» веществ. Чтобы получить более выраженную реакцию, врач может нарушить целостность кожных покровов в месте контакта с аллергеном с помощью проколов либо царапин. В зависимости от выбранного способа аллергологическое тестирование считается аппликационным, внутрикожным или скарификационным (соответственно). Врач подберет необходимый набор антигенов исходя из вашего анамнеза и результатов лабораторной диагностики.

Что показывают аллергопробы?

Через 20 минут после нанесения или введения препарата врач оценивает состояние кожного покрова в месте контакта с предполагаемым аллергеном. Реакция считается положительной, если появились покраснение, припухлость, зуд – симптомы, свидетельствующие об активной работе иммуноглобулинов в зоне действия аллергена. По диаметру появившегося уртикарного волдыря врач делает вывод о степени реакции. Повторная оценка кожных покровов проводится через 24-48 ч.

Исследование показывает чувствительность к антигенам растений (пыльцевые), животных (эпидермальные), плесневых грибов (в т.ч. антибиотики), насекомых, гельминтов, а также пищевым антигенам.

Особенности проведения процедуры

Диагностические аллергологические пробы в большинстве случаев выполняют на внутренней стороне предплечий (от внутреннего сгиба локтя до запястья). Возможно проведение тестирования на кожных покровах верхней части спины, если список предполагаемых аллергенов обширен или если есть повреждения кожи рук.

Проведение аллергопроб предполагает подготовку – в частности, необходимо отказаться от приема антигистаминных средств за несколько дней или недель (в зависимости от поколения препарата) до назначенной даты. Это необходимо для того, чтобы исключить ложноотрицательный результат.

Кожные пробы или анализ крови?

Аллергические заболевания не всегда с первого раза поддаются диагностике. К примеру, концентрация IgЕ (иммуноглобулинов типа Е, вырабатываемых в ответ на проникновение антигена в организм) в крови может быть не постоянной. Почти каждый третий случай аллергического заболевания не выявляется лабораторно. Нельзя сказать, что аллергопробы имеют веское преимущество перед анализами крови, но они позволяют уточнить гиперчувствительность к определенному аллергену или выявить новый.

Кожная аллергодиагностика: риски и противопоказания

Контакт организма сразу с несколькими аллергенами может вызвать бурную реакцию – вплоть до анафилактического шока. Реакция эта, однако, вполне предсказуема для врача, который готов отразить «атаку». В кабинете, специально оборудованном для проведения кожных аллергопроб, имеется противошоковая аптечка с набором средств, позволяющих оперативно устранить нежелательные последствия аллергодиагностики. Кроме того, вероятность наступления такого развития событий минимальна: до проведения процедуры врач осмотрительно взвешивает все риски.

К противопоказаниям и ограничениям для проведения кожного аллерготестирования относятся:

• возраст младше 3-5 лет;
  • сезонное обострение аллергического заболевания;
  • хронические заболевания в стадии декомпенсации;
  • злокачественные новообразования;
  • период беременности и лактация;
  • менструация;
  • значительные поражения кожных покровов;
  • прием антигистаминных и глюкокортикостероидных препаратов, трициклических антидепрессантов;
  • иммунодефицитные состояния;
  • анафилактический шок в анамнезе.

Взвесив все за и против, можно сделать выводы:

• аллергодиагностика методом кожных проб имеет значительные ограничения для проведения, однако позволяет наглядно убедиться в гиперчувствительности или ее отсутствии к аллергенам различных видов;
  • кожные аллергопробы – метод, который подходит пациентам с определенного возраста;
  • достоверность метода при соблюдении всех условий проведения процедуры достаточно высока;
  • при совпадении результатов с результатами лабораторной диагностики кожные аллергопробы подтверждают наличие гиперчувствительности к определенному аллергену.

Если вы столкнулись с проявлениями аллергической реакции на неизвестное вещество, пройдите кожное тестирование под руководством опытного врача в отделении аллергологии лечебно-диагностического центра AllergyFree. Специалист определит аллерген, который отравляет жизнь вам или вашему ребенку, и порекомендует профилактические или лечебные меры, направленные на уменьшение гиперчувствительности. Запишитесь на прием, чтобы найти причину, которая ограничивает вашу свободу!