Диагностика и лечение аллергических заболеваний

Аллергия – заболевание, которое негативно влияет на активность и работоспособность, длительно ухудшает самочувствие и значительно снижает качество жизни. Аллергия привносит ограничения в жизнь человека, вынуждая его избегать посещения мест, где возможен контакт с аллергеном, и зачастую запирает больного в четырех стенах – например, в период цветения аллергопровоцирующего растения. Кроме того, аллергик становится заложником антигистаминных лекарственных препаратов, которые лишь снимают или облегчают симптомы аллергической реакции, но не избавляют от заболевания.

Что такое аллергия?

Аллергия – это преувеличенная реакция организма на раздражитель, поступающий в организм извне. Раздражителем выступает какое-либо вещество или группа веществ, которые воспринимаются организмом как вредоносный объект. Такое вещество называется антигеном. При поступлении антигена извне организм запускает механизмы, цель которых – борьба с источником предполагаемой опасности. Начинают вырабатываться антитела класса иммуноглобулинов E (IgE). Эти антитела заставляют клетки организма при каждой встрече с аллергеном выделять вещества, которые атакуют окружающие ткани. Такой механизм называется иммунным ответом.

К веществам-аллергенам относятся:

• некоторые продукты питания (соя, молочный белок, злаки, цитрусовые, орехи);
  • растительные компоненты (пыльца, сено);
  • плесень;
  • косметические средства;
  • средства для стирки и уборки;
  • строительные материалы;
  • насекомые;
  • птицы, животные и др.

Почему организм одного человека спокойно реагирует на некоторое вещество, в то время как организм другого демонстрирует повышенную чувствительность к нему? Современная медицина пока не готова ответить на этот вопрос. Однако известны факторы, которые многократно повышают риск возникновения аллергического заболевания. Среди них – наследственный фактор (генетическая предрасположенность) и фактор окружающей среды (загрязненный воздух, химические добавки в пищевых продуктах).

Диагностика аллергии

Задача аллергодиагностики – определить вещество, на которое организм пациента показывает патологическую реакцию. Определив антиген, можно разработать подходящую схему лечения гиперчувствительности и принять профилактические меры, позволяющие защититься от воздействия аллергена.

Лабораторная диагностика – наиболее распространенный «стартовый» метод определения специфических иммуноглобулинов. Это антитела, которые вырабатываются организмом при поступлении в него вещества-раздражителя.

Поскольку лабораторный метод выявления аллергии не всегда отличается достоверностью (что связано с вариативностью иммунного отклика), для подтверждения или опровержения результатов анализов на IgE врач порекомендует пройти кожные аллергопробы. Метод основан на контактном воздействии предполагаемого аллергена на кожные покровы пациента (чаще всего используют внутреннюю поверхность предплечья). Существует две разновидности кожного аллергообследования – скарификационный (врач делает микронадрезы) и прик-тест (аллерген вводится подкожно). За один раз пробуют 10-20 аллергенов.

У маленьких пациентов, не достигших 5-летнего возраста, определять количество и вид аллергенов лучше всего лабораторным методом. В этом возрасте иммунная система еще не до конца сформирована, поэтому кожный аллерготест может быть недостаточно информативным.

Кроме того, для уточнения диагноза «бронхиальная астма» врач может порекомендовать измерить уровень оксида азота (NO) в выдыхаемом воздухе – с помощью медицинского газоанализатора. Этот метод диагностики также выполняется в клинике и позволяет поставить верный диагноз при респрираторных симптомах аллергического происхождения, а также определить степень тяжести заболевания и спрогнозировать обострение.

Есть ли спасение от аллергии?

Если вы знакомы с проявлениями аллергии и регулярно посещаете аллерголога-иммунолога, на приеме у специалиста вы можете узнать о современном методе лечения заболеваний, связанных с аномально повышенной чувствительностью организма к определенному веществу.

Это лечение носит название аллерген-специфическая иммунотерапия (АСИТ) и представляет собой систематическое введение в организм пациента малых доз вещества, на которое отмечается гиперреакция. Постепенно увеличивая количество вводимого аллергена, можно добиться снижения восприимчивости к данному веществу. Действуя по принципу вакцины, препараты для проведения аллерген-специфической иммунотерапии позволяют выработать стойкость по отношению к раздражителю и способствуют уменьшению или полному исчезновению аллергической реакции.

АСИТ как способ лечения IgE-зависимых заболеваний рекомендован ВОЗ, исследования которой подтверждают эффективность метода. Доказано, что корректно проведенная терапия избавляет от аллергии 80% больных (на срок от 3-х и более лет). Кроме того, на эффективность АСИТ влияет возраст пациента: у детей младше 11 лет значительное улучшение наступает в более чем 90% случаев.

Лечение аллергии у ребенка или у взрослого в Москве

В лечебно-диагностическом центре AllergyFree мы занимаемся диагностикой, профилактикой и лечением заболеваний аллергического характера у пациентов любых возрастов. В нашей клинике вы можете сдать анализы крови на аллергены (IgE, IgG), поверить продукты питания на содержание опасных для вас веществ (испытательная лаборатория Stylab), под контролем опытного специалиста выполнить кожные пробы и пройти курс аллерген-специфической иммунотерапии (АСИТ). Запишитесь на прием к врачу на удобную для вас дату и время (по телефону или через специальную форму на сайте). Сделайте первый шаг к тому, чтобы обрести контроль над аллергией!